Баккано-тян написал(а):Может, помимо споров расскажешь про фильм какой нить?
КОКТЕЙЛЬ «ЯНКИ»
Название последнего фильма Квентина Тарантино в авторском оригинале на английском языке написано с двумя грубыми орфографическими ошибками – «Inglourious Basterds». Правильно - Inglorious Bastards. И не стоит ломать голову в поисках напрашивающихся жаргонных прототипов, причина конфликта с орфографией тут другая, о ней речь впереди.
«Бесславные ублюдки» (в российском прокате не отважились покуситься на грамотность - а зря !) – гениальная пародия на то, как Голливуд изображает события мировой истории. Гениальная по двум причинам. Во-первых, потому что сделана стопроцентным американцем (не припомню других попыток американских кинорежиссеров присоединиться к фестивалю их европейских коллег, вволю нашутившихся над стереотипами американской трактовки истории Второй мировой войны). Во-вторых - потому что сделана талантливым американцем.
Так уж получилось, что волею судеб мне довелось в один и тот же день посмотреть две ленты Тарантино – сперва «Бесславных ублюдков» в кинотеатре, а позже, вечером, по телеканалу «РЕН-ТВ» классическое «Криминальное чтиво». И оба фильма слились в удивительный унисон (не стану утверждать, что сей унисон характерен для всего творчества кинорежиссера, поскольку кроме двух названных выше фильмов видел только «Бешеных псов», также, на мой взгляд, органично вписывающихся в подмеченное режиссерское «кредо»). Тарантино великолепно ощущает суть американцев, ментальность нации, во всем её своеобразии и уникальности, но что еще более ценно – глубоко понимает стереотипы восприятия американцев другими народами. И живописует эту ментальность и это восприятие на экране щедрыми красками всех великолепно освоенным им драматургических и изобразительных возможностей.
В последней ленте Тарантино успешно преодолел новую кинематографическую высоту. Если в более ранних фильмах он рисовал портреты американцев глазами мудрого американца же, то «Бесславные ублюдки» - блестящая галерея портретов представителей других великих наций – немцев, французов, англичан, евреев, воссозданная американской кистью. В интерьерах Второй мировой – Тарантино совершенно справедливо решил, что восприятие портретов на узнаваемом фоне имеет больше шансов на успех проникновения авторского замысла в зрительские души. Отдельная благодарность автору за то, что в фильме ни словом, ни изображением не упомянуты наши с вами соотечественники (кроме, разве что, очень косвенного отсыла в виде аранжированной мелодии песни «.. и дорога, дорога…», сопровождающей начальные титры). Ибо Тарантино нарисовал эти портреты так, что подвергнул себя значительному риску обиды со стороны зрителей других национальностей за столь смелую трактовку характеров и событий.
Дело в том, что Тарантино удалось всех их – и немцев, и французов, и евреев – изобразить как бы «американцами». Любой персонаж, будь то злодей или герой, в фильме изображен как «злодей по-американски» или «герой по-американски». Со всеми нюансами психологии и поведения, независимо от имен, фамилий, функций в сюжетных коллизиях. Не стану сейчас детально раскрывать, что именно имеется в виду под злодеем или героем «по-американски», это отдельный и долгий разговор, буду надеяться на более или мене развитую осведомленность читателя в особенностях национальных самосознаний. Американец, «янки» - весьма специфический коктейль из разнообразных, порой даже кажется абсолютно несовместимых ингредиентов. Эти ингредиенты в их причудливой смеси Тарантино ярко демонстрировал в своих прежних лентах. В «Бесславных ублюдках» попытался придать аттракциону новую привлекательность, разлив свой «коктейль янки» в стаканы других наций –и преуспел, на мой взгляд, блестяще !
Итак – пародия (кто не понял и обиделся - сам виноват). Стало быть бал правит гротеск. Вторая мировая война. Для голливудских авторов «серьезных» кинолент на эту тему традиционно преувеличение роли США в победе над нацизмом и упоминание о заслугах Советского Союза как бы мельком. Тарантино гротескует с максимальным размахом: о русских не слышно вообще, а Гитлера, Геббельса, Геринга и Бормана в одночасье уничтожает спецбригада американских коммандос, ставя победную точку в войне. Вот так вот запанибрата с историей – типично по-американски, с напором и безоблачной уверенностью в собственной правоте и успехе. Не обращая внимания на возможные протесты со стороны занудных яйцеголовых ученых (вот где таится отзвук непринужденных отношений с орфографией, заявленных «оригинальным» правописанием названия ленты). И неверно было бы обвинять Тарантино в измене канонам патриотизма. Даже расшифровав в «ублюдках» американскую нацию в целом (как известно, сформировавшуюся в результате многонационального кровосмешения), а в «бесславных» - намек на «младенчество» американской истории, где пока не нашлось места существенному вкладу в ход мировой истории, сопоставимому с вкладами той же Англии, Франции, Германии. Да и Израиля, если иметь в виду происхождение христианской религии. Тарантино мудр. Он всё это понимает. Более того – любит свой народ, не отделяет себя от него ни в достоинствах, ни в недостатках. Коктейлем из которых в своих фильмах гостеприимно потчует всех гостей, влекомых в кинозалы доброй любознательностью и стремлением к взаимопониманию. Это поймет каждый, кому удастся преодолеть парализующее влияние фетиша визуальной жестокости, приправленной обилием кровавого кетчупа в лентах Тарантино, кто воспримет эти шокирующие атрибуты действия не более чем один из многих равнозначимых ингредиентов «коктейля «Янки». Ну а кто не поймет – тому лучше посещать язвительные выступления писателя Задорнова, своим классическим «ну они тупые !!» представляющего противоположный тарантиновскому полюс восприятия американской нации.
Разумеется, коктейль – на любителя. И все же рискну предположить, что ни один из американских кинорежиссеров не сумел так глубоко прочувствовать нутром и передать на экране столь выразительно суть своего соотечественника. В том числе и себя самого.
Отредактировано Кинокин (2010-05-31 16:10:45)