Мировая налоговая практика полна прецедентов введения нелепых налогов, которыми правящие элиты без зазрения совести облагали проживающих на подвластных территориях. Иногда это сходило с рук, но часто приводило к выносу "элиты" из дворцов простым населением, возмущенным учиненным беспределом. Особые творческие возможности демонстрирует и российский Минфин.
На неделе стало известно о том, что Алексей Кудрин вернулся к идее взимания налога на воду в офисах. В справочных правовых системах появилось письмо Минфина от 13 мая 2011 года №03-04-06/6-107, пишет РБК Daily.
"При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, - выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 кодекса", - говорится в документе.
Как поясняют эксперты, если сотрудники потребляют воду, закупленную для них организацией, то это может считаться получением дохода в виде безвозмездно полученного ими имущества.
Таким образом, из выраженной в денежной форме объема выпитой воды у сотрудника должно вычитаться из зарплаты 13%. Правда, как учитывать, пока еще не придумали и вакансии водомеров в компаниях не ввели. Наверное, это единственное, что пока спасает офисный планктон от финансовых потерь...
По всей вероятности, чтобы юридически защититься от творчества Минфина, следует четко определить в Трудовом кодексе, что доступ к воде является обязательным нормативом в обеспечении нормальных условий труда, а не "подарком" сотрудникам, из которого можно что-то высчитывать.
Государства мира вообще отличаются большой изобретательностью в деле изымания средств подневольного населения. Так, осенью 1926 года для содержания своей армии далай-лама ввел в Тибете налог на... уши.
Тибет долгое время сохранял за собой первенство в деле безумного налогообложения. В «лучшие годы» подданные теократического режима платили 1892 налога, среди которых налог на право позвонить в колокольчик и постучать в барабаны.
Самые "продвинутые" российские правители также любили выжать из населения по максимуму. "Модернизация" Петра Первого включала в себя налог на бороды, введенный в 1689 году. В учебниках по истории этому налогу всеми силами пытаются придать "инновационный смысл", дескать, Петр перестраивал Россию на европейский лад, а там с бородой никак...
Объяснение, безусловно, гораздо проще. В то время бороды носило все мужское население страны, бороды брили только геи из царского окружения. Мужчина без бороды автоматически зачислялся в число содомитов, а таковых нормально ориентированное население страны не очень любило...
Расчет был весьма тонким. Чтобы не считаться лицом нетрадиционной сексуальной ориентации мужчина носил бороду, даже если за нее заставляли платить деньги. То есть, становился налогоплательщиком на долгий срок. А тех, у кого не было денег, но и опасался последствий брадобрития для собственной репутации и даже здоровья, "великий реформатор" отправлял на каторгу.
При этом было четкое разделение типов бород - купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Бесплатное ношение бороды было разрешено крестьянам в деревне, но при въезде в город он платил 1 копейку за растительность на лице. Городских бородачей заставляли ходить в специальном неудобном зипуне со стоячим воротником, в противном случае на них накладывался штраф.
В Европе долгое время действовали налоги на окна и двери, что, кстати, нашло свое отражение в тамошней архитектуре. Средневековые здания отличаются маленькими и узкими окнами...
В Британии вводили налог на очаг, что заставило соседей пользоваться совместными печными трубами и привело к ряду крупных пожаров, после чего налог все-таки отменили.
Самым революционным в истории стал налог на соль, который вводился в ряде стран. Стремление монополий получить сверхдоходы на массовом продукте неизменно приводило к бунтам и волнениям в Китае, Индии, ряде европейских стран, в том числе и России.
Неоднозначные налоги изымаются во многих странах и по сей день. Так, в Гвинейской Республике существует налог "на мир". За каждый год без войн, будьте добры, 700 бельгийских франков.
В 1993 году в Венеции был введен налог "на тень". Платить его заставили магазины и кафе, у которых есть навесы и террасы с зонтиками, так как тень от них падает на муниципальную собственность - землю.
Сергей Николаев